Лесная стратегия в течение года будет представлена в четырех регионах России

Ленинградская, Кировская области, Пермский край и Республика Коми могут получить региональные лесные стратегии, реализация которых увеличит выручку предприятий отрасли на 80% и в 1,5 раза количество рабочих мест в регионах.

Администрации сразу нескольких регионов России совместно со Сбербанком, консалтинговой компанией Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка) и отраслевыми бизнес-сообществами начали обсуждение разработки региональных стратегий развития лесной отрасли.

В частности, правительства Ленинградской, Кировской областей, Пермского края и Республики Коми начали данную работу, которая предусматривает декомпозицию на указанные регионы федеральной Стратегии Лесного Комплекса РФ до 2030 года (СЛК-2030), утвержденной правительством России в 2018 году.

В процесс разработки региональных стратегий будут вовлечены местные власти, компании лесопромышленного комплекса (ЛПК), финансово-кредитные организации, отраслевые и научные сообщества. Результатом этой работы станут дорожные карты, в которых будут прописаны конкретные инвестиционные проекты с планом их реализации.

Разработка лесных стратегий поможет регионам привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, получать дополнительные доходы в бюджет. При этом бизнес получит прозрачные и понятные правила работы, оптимальные условия финансирования строительства и модернизации производственных мощностей, а также поддержку проектов, отвечающих специфике лесной отрасли региона.

В целом по отрасли в результате реализации СЛК-2030 выручка предприятий отрасли вырастет почти в 2 раза и составит 2,1 трлн руб. к 2030 году. При этом количество рабочих мест увеличится в полтора раза и достигнет цифры в 773 тыс. человек, а налоговые поступления в бюджет составят 158 млрд руб.

«Сейчас у всех лежат инвестиционные проекты. Но поскольку нет такого понятия, как долгосрочные правила игры, то реализовывать их никто не торопится. Должна сформироваться межотраслевая платформа, где видны все компоненты и вся специфика территории, какими ресурсами и какой транспортной инфраструктурой располагает регион (ж/д, дороги общего пользования, лесные дороги, возможности по складированию). В региональных администрациях будут формироваться инвестиционные проектные офисы. Исчезнет элемент неизвестности, так как совместными усилиями всех заинтересованных сторон в стратегии будут прописываться понятные долгосрочные правила игры. Инвестиционные проекты могут пересекаться с общим развитием территории, например инфраструктурой дорог. В результате у региональных властей и инвесторов появится возможность от лица региона системно разговаривать с РЖД, дорожными строителями, получать преференции, создавать зоны ускоренного экономического развития», – рассказал партнер Strategy Partners и руководитель практики «ТЭК и ресурсы» Андрей Заутер, который является одним из авторов-разработчиков лесной стратегии.

По его словам, реализация данной программы должна поддержать развитие всех сегментов промышленного комплекса лесной отрасли – лесозаготовки, деревообработки, целлюлозно-бумажного, плитного и фанерного производства, деревянного домостроения и т.д. – и должна дать им новый импульс.

Проблем здесь накопилось немало. Во многих регионах России данные о лесоустройстве не обновлялось последние 25 лет. Не было системного подхода к работе, специфика регионов не учитывалась в комплексе.

Например, у Ленинградской области хорошее логистическое плечо до европейских рынков сбыта, но большая проблема с ресурсной базой, которая практически исчерпана, приходится закупать лес в других регионах. В Коми, наоборот, имеются самые богатые лесные массивы, но огромные проблемы с покрытием дорожной сетью.

По мнению разработчиков стратегии, опыт пилотных стратегий распространится на все регионы страны, даже те, которые не могут похвастаться лесными чащами. Здесь можно разместить предприятия по переработке леса и вторичных ресурсов, которые сегодня используются в нашей стране лишь на 50–60%.

Предполагается развивать межрегиональную миграцию сырья, возможности получения вторичных материальных ресурсов, например макулатуры. Тем более что по подтвержденным гипотезам аналитиков эти сегменты набирают рост.

«Глобальная конъюнктура диктует свои законы. Чем больше доход у домохозяйства, тем выше потребление санитарно-гигиенических изделий – салфеток, туалетной бумаги и т.д. Мы в 10 раз отстаем от крупных стран, США и Европы, у нас этот сегмент потребления растет на 5–6% в год. Но мы догоняем. Сейчас также актуален тренд на электронную коммерцию. В результате растет использование гофроупаковки», – говорит Андрей Заутер.

Так что даже нелесным регионам есть куда развиваться в рамках ЛПК. Можно поднимать деревянное домостроение, наращивать взаимодействие производителей, чтобы максимально утилизировать отходы производств, увеличивая добавленную стоимость на кубометр заготовленного леса.

Например, у наших соседей в Швеции и Финляндии она в 3 раза выше за счет глубокой переработки. У них лес остается чистым, отходов нет, так как все утилизируется.

Справка : Консалтинговая компания Strategy Partners работает на рынке с 1994 года и входит в группу ПАО «Сбербанк». Ее специализация – услуги по разработке бизнес-стратегий и внедрению операционных улучшений для средних и крупных российских и международных корпораций, инвестиционных банков, фондов и государственных институтов. Компания в первой тройке стратегических консультантов российского рынка по версии Forbes. Strategy Partners является партнером Всемирного экономического форума (WEF) в рамках Программы по международной конкурентоспособности стран, а также участвует в других флагманских проектах.

Источник: metaprom.ru