Страшные страницы 2018-го. Керчь, Кемерово – главные происшествия уходящего года в России. ФАН-ТВ

2018 год подходит к концу. Для многовековой истории России он останется лишь мгновением в общем потоке времени, но и для этого мгновения необходимо подвести итоги и еще раз вспомнить ключевые события, последствия которых шагнут вместе с нами в грядущий год.  
Есть среди них моменты, которые хочется стереть из памяти, но делать этого нельзя, так как из них – особенно из них – необходимо выносить, пусть и очень горькие, но уроки. В 2018 году было много происшествий, но некоторые из них оттесняют все остальные на задний план.

25 марта. Кемерово. В пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня» погибли 60 человек, из них 37 детей. Начались весенние каникулы, и в то роковое воскресенье в «Зимней вишне» было много семей с маленькими детьми и школьниками. На четвертом этаже, где и находился очаг возгорания, располагалась развлекательная зона с тремя кинозалами. Все они были буквально заполнены детьми.
Причиной пожара назвали короткое замыкание в светодиодом светильнике, который залила талая вода с крыши, а защитный автомат, что должен был отключить прибор, оказался неисправным.

ТРЦ «Зимняя вишня» был открыт в 2013 году на месте Кемеровского кондитерского комбината. Площадь торгового центра – 18,9 тыс. кв.м. Пожар охватил 1600 кв.м, обрушилась кровля и перекрытия между четвертым и третьим этажами.
Системы оповещения и пожаротушения не сработали, некоторые пожарные выходы были и вовсе закрыты. Эти и другие факты преступной халатности хозяев торгового центра, сэкономивших на безопасности граждан, стали истинной причиной гибели людей.

Президент вылетел на место трагедии. В Кемерово прибыли министры чрезвычайных ситуаций, здравоохранения и глава Следственного комитета. Владимир Путин пообещал родственникам погибших, что расследование будет беспристрастным и все причастные к случившемуся будут наказаны. Чиновники, сотрудники МЧС, администраторы – всего по делу о пожаре арестовано 12 человек. Задержания продолжались даже осенью, спустя полгода после трагедии.

После пожара был, например, отправлен в отставку вице-губернатор Кемеровской области Алексей Зеленин. Позже, 1 апреля, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев подал прошение об отставке по собственному желанию. Своей должности лишился даже министр по ГО и ЧС Владимир Пучков.

Пожар ликвидировали, но пламя продолжали раздувать в соцсетях. С этим тоже пришлось бороться. Так, например, Басманный суд Москвы заочно арестовал и объявил в розыск украинского пранкера Евгения Вольнова, который распространял информацию о 300 погибших при пожаре. К сожалению, в этот фэйк тогда многие поверили, будто само по себе случившееся было недостаточно трагичным. После трагедии в Кемерово по всей России начались проверки торговых центров на предмет соблюдения законодательства о пожарной безопасности, а Росгвардия запустила проверку ЧОПов. Пожар в Кемерово, безусловно, остался одним из самых страшных событий на календаре 2018-го, но, к сожалению, стал не единственной трагедией уходящего года, повлекшей гибель детей.

17 октября в Керченском политехническом колледже 18-летний учащийся Владислав Росляков устроил бойню, в результате которой погиб 21 человек, а более 40 получили ранения. Он расстреливал всех, кто попадался у него на пути, устроил подрыв, а затем свел счеты с жизнью.  «Керченский стрелок», как показало следствие, действовал один, без сообщников. Он готовился к этому. Тщательно готовился. Тренировался взрывать самодельное взрывное устройство, купил оружие, практиковался в стрельбе и скрупулезно «заметал следы», оставив для следствия и для всего общества целый ряд вопросов, часть из которых остается без ответа.

Ключевой вопрос, конечно же, зачем? Зачем молодой человек, который вскоре должен был закончить обучение в колледже и выйти во взрослую жизнь, так жестоко и хладнокровно обрек десятки семей на безутешное горе, сотни студентов – на неизгладимую психологическую травму и тысячи, миллионы своих сограждан – на бессильный страх? Одни говорили о подобных случаях в американских школах, другие – о вреде интернета и видеоигр, третьи – о запрете продажи оружия, четвертые – об охране школ и вузов. Но абсолютно все обеспокоены тем, что случившееся может породить череду подобных происшествий. Да и само оно имело в своем роде предшественников.

«Многое сделано по обеспечению безопасности школ. В последнее время были приняты и специальные законодательные меры, и нормативные меры по тому, как обеспечивать безопасность, но очевидно, что в полной мере это сделать невозможно. Даже с учетом самых новых технологий, которые есть. Например, в некоторых школах у нас установили системы распознавания по лицам, чтобы никто посторонний не мог войти в школу, но в Керчи это сделал свой», — заявил Вячеслав Никонов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.

Хотя до 2018 года в России проблема насилия в школе не проявлялась настолько серьезно, теперь мы слышали о Перми, Улан-Удэ, Стерлитамаке, Керчи, а после даже об инциденте в Москве, когда подросток пришел в школу с ножом и угрожал нанести себе вред.  
С этой проблемой борются многие страны Запада уже не один десяток лет, и вот теперь это стало ужасающе актуально и для нас.

«Если подростку есть с кем все обсудить, количество вот этих проблем и трагедий будет гораздо меньше. С человеком, которому он доверяет. Есть рекомендации в журналистике и во всемирной организации здравоохранения, как оповещать события, связанные с суицидом, и в этом смысле, конечно, есть правила, которые нарушаются без конца, что касается меня, у меня простой ответ на этот вопрос, чем больше это показывают в таком режиме будничном, тем меньше чувствительность к насилию. Чувствительность к насилию снижается, когда это становится обыкновенным делом. Если каждую секунду показывать на экранах, как кто-то кого-то убивает, убийство становится делом будничным. А для подростков так вообще, потому что они-то как раз со смертью как-то играют», – считает Ирина Алексеева, генеральный директор кризисного фонда помощи детям и подросткам «Новые шаги».

11 февраля пассажирский самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», следовавший по маршруту Москва — Орск, через несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово потерпел крушение в Раменском районе Московской области. Все, кто находился на борту самолета, погибли — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.
В ходе следствия, проведенного сотрудниками СКР вместе с экспертами из Межгосударственного авиационного комитета, была установлена посекундная история полета. Причиной авиакатастрофы стало то, что пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, в результате чего произошло их обледенение во время набора высоты. Получив неверные сведения о падении скорости, командир экипажа Валерий Губанов принял решение разогнать самолет, переведя его в пикирование, превысив при этом угол наклона. В результате этого самолет потерял управляемость. В марте Ространснадзор приостановил деятельность «Саратовских авиалиний». Два месяца спустя компания закрылась по требованию Росавиации.

Также в уходящем 2018-м произошло одно из крупнейших за последние годы ДТП с участием общественного транспорта. 5 октября в Калининском районе около села Некрасово Тверской области столкнулись рейсовый автобус ЛиАЗ и микроавтобус Ford Transit. В результате аварии погибли водитель и пассажиры микроавтобуса — всего 13 человек.
Следствием установлено, что водитель микроавтобуса Ford Transit в нарушение правил ПДД выехал на встречную полосу. В СК РФ по Тверской области заявляли, что микроавтобус был сломан и не годился для перевозки пассажиров, при этом в наличии были все необходимые для легальной работы документы.
Алексея Морозова, директора компании-владельца микроавтобуса «ТрансАвто», суд отправил под домашний арест. Еще три фигуранта дела — учредитель ООО «ТрансАвто»,  директор ООО «Автодом», руководитель ООО «Рем-Сервис» — заключены под стражу.

Не забудем и о стихийных бедствиях уходящего года. 21 апреля на Москву обрушился мощный ураган, о котором жителей столицы заранее предупреждали синоптики и МЧС. Все службы спасения в регионе были приведены в полную готовность, был объявлен оранжевый уровень погодной опасности, но избежать жертв не удалось. Погибли два человека — 12-летняя девочка в Москве и мужчина, которого убило отлетевшим строительным вагончиком под Мытищами. Всего пострадало 17 человек в столице и 8 в Подмосковье.  
После урагана мэр Москвы Сергей Собянин заявил о необходимости улучшения системы оповещения и работы спасателей.

И совсем свежа память о другой трагедии, повлекшей гибель россиян. 22 декабря в шахте компании «Уралкалий» в Соликамске произошло сильное задымление. В стволе шахты работало в этот момент 17 человек, восемь из которых смогли выйти на поверхность, а остальные оказались заблокированными. Спасателями было сделано все возможное для вызволения девяти рабочих, оставшихся в шахте. Однако все шесть попыток добраться до них и остановить открытый огонь провалились. В ночь на 23 декабря губернатор Пермского края Максим Решетников сообщил, что шансов спасти заблокированных горняков уже нет, все девять человек погибли.
По предварительным данным, пожар в шахте возник из-за проводимых строительных работ. Возбуждено уголовное дело. На данный момент арестованы четыре человека, по вине которых мог возникнуть пожар.

Мы очень надеемся, что подобные перечисленным трагедии не повторятся в будущем, а все пострадавшие и близкие погибших смогут пережить горе и в новом году обрести силы на то, чтобы жить и двигаться дальше.

Автор:
Василий Григорьевский

Источник: riafan.ru