Каким станет газовый рынок Европы через 4-5 лет

Окончание строительства морской части магистрального газопровода «Турецкий поток-2» вызвало лавину самых невероятных слухов и нелепых заявлений, разобраться в котором сложно, но можно.

Уменьшит ли это объем транзита через газотранспортную систему Украины и пострадает ли в связи с этим ее и без того дырявый государственный бюджет? На этот счет в украинских СМИ уже опубликована масса предсказаний и расчетов, основанных на предположениях, не имеющих никаких обоснований. Еще не до конца решен вопрос, куда, как на каких условиях пойдет вторая нитка газопровода, еще нет достоверной информации, какими будут объемы договоров «Газпрома» с европейскими газовыми компаниями к тому времени, когда нитка начнет действовать – расчеты уже есть.

Больше того – нет достоверной информации о судьбе той самой ГТС Украины, но уже кто-то что-то считает, Киев так и вовсе намерен выстраивать редуты и заборы поперек Турецкого потока. Украина, имплементируя в свое законодательство положения Третьего энергопакета ЕС, в данный момент стоит перед необходимостью начать процесс так называемого «анбалдинга», который необходимо применить к «Нафтогазу».

Если не вдаваться в подробности, то ЕС считает, что собственником и/или оператором газотранспортной системы должна стать компания №1, собственником и/или оператором газораспределительной системы должна стать компания №2, аналогично – с компанией №3 в качестве владельца/оператора подземных хранилищ газа.

По мнению сторонников либеральной экономики, это дробление должно привести к появлению конкуренции, а та, в свою очередь, всенепременно обеспечит снижение цен для конечных потребителей. России до украинских потребителей дела, конечно, никакого нет, а вот появление компании №1 – весьма интересный для нас момент.

Именно с этой компанией предстоит в конце следующего года подписывать новый договор о транзите, если он, конечно, останется, и «Газпром» крайне заинтересован в том, чтобы оператором ГТС стала максимально адекватная компания, так как «Нафтогаз», хоть и возглавляется сыном Натальи Витренко, известной своими пророссийскими взглядами, но убедительно доказал свою полнейшую недоговороспособность.

Эмоциональный всплеск «теперь все украинские трубы можно сдать в металлолом» — еще один вариант отказа от логики. Да, конечно, «Северный поток-2» строго в соответствии с графиком, придет на берег Германии в конце 2019 года. Об этом нам сообщили все мыслимые информационные агентства. А вот такое название, как Europäische Gas-Anbindungsleitung встретить можно не часто, хотя причины совершенно непонятны.

Труба на берегу – это прекрасно, но газ должен идти потребителям, а не в прибрежную атмосферу. EUGAL – это Европейский соединительный газопровод, который примет российский газ в Грайсфсвальде, пройдет через федеральные земли Бранденбург, Саксония и Мекленбург – Передняя Померания, выйдет к границе Чехии в районе Дойчнойдора, пересечет Чехию до границы с Австрией, на территории которой и будет его конечная точка.

Да, снова крупнейший европейский газовый хаб «Баумгартен» — никто ведь не говорил, что европейские компании, финансирующие строительство «Северного потока-2» не собираются зарабатывать деньги. Протяженность EUGAL – 485 до границы с Чехией, мощность – 51 млрд кубометров в год, то есть из 55 млрд кубометров газа, которые придут из России, Германия оставит себе только 4, а все остальное будет распределять из «Баумгартена».

Последнее разрешение на строительство EUGAL было получено только в конце октября 2018 года, строиться он будет до конца 2020 года, еще около года уйдет на технические нюансы – полное заполнение всех труб газом, отладка системы компрессорных станций и так далее. Так что никаких «в конце 2019 года газотранспортная система Украины превратится в тыкву», как бы этого ни хотелось. К концу 2019 года должен быть подписан новый транзитный договор – но не с «Нафтогазом», а с новым оператором.

И это далеко не все, что нужно знать для того, чтобы понимать, каким станет газовый рынок Европы через 4-5 лет.

 

Источник: iarex.ru