Арктика возвращается домой

Почти 20 лет (с 2001 года) исследовательских работ и доказательств принадлежности арктического шельфа России, в качестве продолжения российской континентальной плиты, наконец, близки к завершению. Об этом сообщает ТАСС устами главы агентства Роснедр Евгения Киселева:

«В рамках работ, которые выполнялись Роснедрами и Минприроды России в этом году, в частности, на сессиях подкомиссии ООН подготовлены материалы, которые позволят на 49-й сессии подкомиссии принять решение, которое является чрезвычайно важным для нас. Подкомиссия заявила о геологической принадлежности территорий, которые мы включаем в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента Российской Федерации. Это важнейшее заявление, которое в какой-то степени определяет успешность нашей заявки…

Я полагаю, что в рамках последующих двух-трех сессий эти вопросы [технические — авт.] будут решены и мы добьемся положительного результата в этом направлении».

И вот теперь официально – значительная часть Арктики является продолжением континентального шельфа России. Специальная подкомиссия ООН подтвердила этот факт и утвердила заявку РФ. 

В планах России — присоединение хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. Общая площадь этих территорий — 1,2 млн кв. км. Запасы углеводородов оцениваются в 5 миллиардов тонн.

Я далёк от мысли, что в подкомиссии ООН есть российские лоббисты, больше похоже на то, что заявка настолько фундаментально проработана, что отклонить её в здравом уме и памяти оказалось просто невозможно.

Впрочем, праздновать пока рано, окончательного решения ещё не принято. Тем более, что, по всей видимости, заявка будет принята частично, то есть, не на весь российский сектор вплоть до Северного полюса площадью 1,2 млн км2. В данном случае Северный полюс — это заложенный максимум, в расчёте на необходимый минимум. А необходимый минимум — это вся зона, по которой будет проходить Северный морской путь. То есть, цель, безусловно, будет достигнута.

В общем, уже сейчас, независимо от конечного результата, данное событие свидетельствует о:

1. Торжестве российской фундаментальной науки, способной выполнить работу, непосильную никому из заинтересованных стран.

2. Стратегическом мышлении российской власти: а) предвосхитившей борьбу за Арктику задолго до того, как она началась; б) сохранившей и приумножившей уникальный ледокольный флот в количестве судов, больше, чем у всего остального мира вместе взятого.

А пока суть да дело, Роснефть рассматривает возможность создания Арктического кластера на основе собственных и перспективных проектов в регионе. Арктический кластер Роснефти может включить в себя Ванкорский кластер, в т.ч. Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения. Также в него может войти ряд геологоразведочных проектов Южного Таймыра, в т.ч. Ермак, СП Роснефти и BP, а также перспективный Западно-Эргинский участок.

На следующем этапе, при подтверждении ресурсной базы, в создаваемый кластер могут войти также активы Восточного Таймыра, расположенные в районе Хатанги. Первоначальные геологоразведочные работы Роснефти в этом районе оказались успешными.

В июне 2017 г. Роснефть сообщила об открытии Центрально-Ольгинского месторождения нефти с запасами 81 млн т по категории C1+C2. Основной ресурс там расположен на суше. Обеспечить добычу нефти Арктический кластер может уже к 2024 г. с ростом до 100 млн т/год к 2030 г.

Для обеспечения грузоперевозок по Северному морскому пути в г. Большой Камень Приморского края Роснефть продолжает работы по развитию судостроительного комплекса (ССК) Звезда. Портфель заказов Роснефти на Звезде сейчас составляет 25 судов, на строительство которых заключены обязывающие судостроительные контракты.

Суммарный дедвейт заказанных Роснефтью судов превышает 2 млн т, причем большая часть предназначена для работы в Арктике.

Так, на Звезде будут построены 4 судна снабжения усиленного ледового класса. Еще 10 судов типоразмера Афрамакс на газомоторном топливе обеспечат вывоз сырья по СМП. Началось строительство 10 танкеров-челноков дедвейтом 110 тыс. т. Всего ССК Звезда заключено твердых контрактов на 36 судов.

Помимо заказов Роснефти, будет строится 5 судов для Газпрома, еще 5 — для Совкомфлота и 1 для Росморпорта.

Сейчас идет поиск экономически оправданного варианта, которая позволит конкурировать с южнокорейскими строителями, которые впрочем, будут также участвовать в кооперации по строительству этих судов на первом этапе. Также ССК Звезда совместно с проектировщиками ЦКБ Айсберг приступила к подготовке строительства головного ледокола Лидер.

Арктика возвращается домой.

 

Источник: iarex.ru

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.