Исследование: продажи в соцсетях и мессенджерах в России достигли почти 600 млрд рублей

Российский рынок социальной коммерции (включает продажу товаров и услуг в соцсетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других P2P-платформах) в 2018 году оценивается в 591 млрд рублей и 394 млн сделок. К таким выводам пришли аналитики «Яндекс.Кассы» и Data Insight, опросив компании и пользователей, которые ведут бизнес через социальные каналы.

Исследование проводилось весной и летом 2018 года. В нем участвовали 3014 пользователей в возрасте от 14 до 54 лет и 207 компаний.

Аналитики отметили, что в социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов – компаний и частных лиц. 

К социальным платформам были отнесены следующие ресурсы:

    социальные сети (ВКонтакте, Мой мир, Одноклассники, Facebook, Instagram, LiveJournal, Spaces),
    сервисы объявлений (Avito, Auto.ru, Drom, Farpost, N1, Из рук в руки, Юла),
    мессенджеры (Facebook Messenger, ICQ, Mail.ru Агент, Skype, SnapChat, Telegram, Viber, WhatsApp),
    сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, Etsy, Profi.ru, YouDo, Помогатель, Ремонтник, Ярмарка Мастеров).

На сервисы объявлений (например, Avito, Auto.ru, Юла) приходится 33% от объема продаж в социальной коммерции , 26% — на соцсети, 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов).

Большая часть сделок проходит в соцсетях. Средний чек в них меньше, чем на сервисах объявлений, отметили авторы исследования.

Наиболее популярная категория — одежда и обувь со средним чеком в 1950 рублей. В целом объем продаж таких товаров составляет более 100 млрд рублей в год, на втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.

Средний чек покупки на социальных платформах составляет 1,5 тысячи рублей, при этом 73% людей делают аказы в среднем по 3 тысячи рублей или меньше.  

76% торговых компаний, которые работают в онлайне, используют для продаж социальные каналы. Соцсети предпочитают 94% продавцов, мессенджеры — 29%. В среднем на социальные каналы приходится около 40% выручки от онлайн-продаж присутствующих там компаний.

B2C-продавцы предпочитают использовать соцсети в качестве основного канала торговли. Самой популярной среди компаний  аналитики назвали «ВКонтакте»: здесь свои услуги и товары предлагают 15% опрошенных.

На втором месте оказался Instagram (5,9%), на третьем — «Одноклассники» (3,8%). Для 80% компаний основной метод продаж в социальных сетях через собственную страницу. 57% респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9% — встроенные платежи.

Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74% из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89% компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41%) и для рассылки предложений по клиентской базе (39%). 

Около 22 млн интернет-пользователей (примерно каждый третий) что-то продает через социальные каналы. 

Частные лица предпочитают продавать на специализированных сайтах объявлений (71%), реже — через соцсети (37%). Больше всего частных продавцов на Avito (65% от всех пользователей, вовлечённых в социальную коммерцию), на «Юле» (39%), во «ВКонтакте» (33%) и Instagram (9%). 

Прием оплаты у частных продавцов и компаний устроен по-разному, отмечается в исследовании. Компаниям доступны готовые платежные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов.

Среди C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67% респондентов: 45%  — на карту, 15% — на электронный кошелек, 13% — на банковский счет, 9% — на телефон. Оплату наличными принимают 63% опрошенных.

Из компаний, торгующих через социальные платформы, наличные принимают лишь 36% , при оплате курьеру или самовывозе. Для расчета в социальных каналах 50% компаний принимают платежи с банковских карт, 40% — через интернет-банкинг, 38% — из электронных кошельков. 

Источник: rb.ru