«Я влюбился в балет сразу и не мыслю жизни без него». Михаил Мессерер покидает Петербург. ФАН-ТВ

Один из величайших балетмейстеров современности, человек, посвятивший жизнь российскому балету — Михаил Мессерер. Он работал с самыми известными труппами по всему миру, а последние десять лет подарил Михайловскому театру, где был худруком балета.

В эксклюзивном интервью корреспондентам ФАН-ТВ, Михаил Мессерер рассказал, как восстанавливал давно забытые постановки, среди которых: «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Лебединое озеро», «Корсар» и, конечно, «Золушка», о том, почему все же решил закончить свою работу в Михайловском театре и вернуться в Лондон.

Из своих 70 лет я примерно 65 провел в балете, с пяти лет начал ходить на спектакли Большого театра и на балетные уроки в школе при театре. Моя мама преподавала, она была балериной Большого театра и имела право приводить меня на спектакли. Мне все это очень запомнилось, и мне кажется, уже с того времени хотелось преподавать балет. Мама отдала меня в балетную школу Большого театра, когда исполнилось 11 лет. Мне очень понравилось в балетной школе, я влюбился в балет практически сразу и с тех пор не мыслю своей жизни без балета. Все 65 лет посвятил себя ему. Сначала изучал балетные фотографии, когда был ребенком. Закончив школу Большого, поступил туда уже в качестве танцовщика, но довольно быстро решил перейти на педагогику, затем закончил ГИТИС и начал преподавать.

В 1980 году расстался с Советским союзом, остался на гастролях заграницей и с тех пор работал на западе. Мне хотелось свободно мыслить, свободно думать, ездить на работу туда, куда меня приглашают. И я очень хотел, чтобы мои дети родились свободными людьми, а не в Советском Союзе.

Преподавал, пропагандировал, как они говорят, российский балет. Мне посчастливилось работать во всех ведущих западных труппах много раз. С королевским балетом Ковент-Гарден я работал в качестве приглашенного педагога. Я набрался огромного опыта, я и сейчас продолжаю учиться у своих учеников. Всегда старался придерживаться традиций российского балетного искусства и русского балета.

Я как педагог старался показывать то, чему меня научили в России. Пропагандировал российскую балетную школу. Мне повезло, мне кажется, что была жажда на российских педагогов в то время, и все эти труппы — Американский балетный театр, Парижская опера, Королевский балет, театр Ла Скала, балет Монте Карло — бесконечно хотели познать что-то новое, чего они еще не успели перенять от российского балета.

Так сложилось, что находясь в Петербурге, я встретился с Владимиром Кехманом, и он меня пригласил помочь поработать в Михайловском театре, что я и сделал. 10 лет пролетели как одно мгновение. И я очень благодарен руководству Михайловского театра, артистам, с которыми посчастливилось работать, мне очень приятно, что зрители приходили не только петербургские, но и приезжали из других городов.

Я очень благодарен российскому балету. Все, что умею — я научился в России, потом опыт накапливал на западе, но все-таки базовые знания были заложены во мне в России. Я буду, конечно, продолжать работать как приглашенный педагог и постановщик. Сейчас у меня серьезные переговоры с труппой в Будапеште, мы хотим поставить ряд спектаклей с так называемого советского репертуара.

Я, прежде всего педагог и, когда я занимаюсь с труппой, то думаю о том, чтобы вырастить артистов. Считаю, что добро побеждает зло, и во всех классических балетах так оно и есть, трудно преподавать наоборот, а потом просить артистов исполнять. Мне очень важно, чтобы артисты танцевали в сознании, они должны понимать, что они исполняют. Я продолжаю традиции старых мастеров, у которых учился, а они учились у своих мастеров. Мне кажется, что ничто не появляется из ниоткуда и не уходит в никуда.

Меня часто спрашивают, по-прежнему ли российский балет впереди планеты всей. Ответ у меня такой: пока, да. Но нужно много делать, для того, чтобы продолжать сохранять первенство российского балета. Ведь, когда задают такой вопрос, я уверен, думают о классическом балете. И российский балет силен как жанр, язык классического танца — одно из важнейших изобретений человеческой цивилизации. Для того чтобы воссоздать балет, нужно для начала сожалеть, что он ушел.

Российский балет, на мой взгляд, передовой, самый передовой. По всему миру ценятся исполнители русскоговорящие, и работают по всему миру русскоговорящие руководители, педагоги, и пользуются огромной популярностью. Если стараться уничтожить свое наследие, то, наверное, скоро начнут наступать не только на пятки, но и на остальное. Если же холить, лелеять и пропагандировать свое искусство, как умеют это делать в некоторых странах, и как это прекрасно удавалось всегда в России, то я считаю, что русский балет будет продолжать оставаться лучшим в мире.

Автор:
Анастасия Иванова; Елена Новицкая; Евгений Рудаков; Александр Яремчук

Источник: riafan.ru