Фальшивые террористы: «Новая газета» опозорилась в Магнитогорске

Ранним утром 31 декабря 2018 года, в канун Нового года, произошел взрыв бытового газа в доме 164 по проспекту Карла Маркса в Магнитогорске. Ужасная трагедия унесла жизни 39 человек, однако шестерых жителей дома, в том числе одного ребенка, удалось спасти из-под завалов.

По факту взрыва было возбуждено уголовное дело, а Следственный комитет сформировал усиленную группу из более чем 100 следователей и криминалистов центрального аппарата и регионального подразделения СК РФ. Основной версией причин трагедии на данный момент считается взрыв бытового газа — и пока что нет фактов, свидетельствующих об обратном.

При этом оказалось, что многие российские издания предпочитают «пиар на крови», публикуя сомнительные «репортажи с мест» под двусмысленными заголовками. В частности, вновь отличилась «Новая газета», где вышел репортаж с подзаголовком «В Магнитогорске верят и не верят, что взрывы 31 декабря и 1 января были терактом».

Два взрыва

Второй взрыв, упомянутый в подзаголовке материала «Новой», произошел на следующий день после трагедии: на том же проспекте Карла Маркса взорвалась и сгорела маршрутная «Газель», погибли три человека. По предварительным данным, причина взрыва в случае «Газели» тоже никак не связана с террористами или взрывчаткой: речь идет о неисправном газобаллонном оборудовании, которое и привело к взрыву маршрутного такси.

Все доступные факты о двух взрывах регулярно публиковались как официальными службами, которые занимаются ликвидацией последствий и расследованием причин трагедии, так и ответственными СМИ, — и в этих материалах не было никаких заявлений или даже предположений о терактах.

Однако это не помешало местным изданиям Znak.com и 74.ru со ссылкой на некие «собственные источники» написать 3 января, что оба взрыва связаны между собой — и якобы речь идет о «взрывчатке» в рухнувшем доме и даже «ликвидации террористов» в злополучной «Газели». Фейк «Знака» при этом был снабжен массой выдуманных подробностей, а завершается материал многозначительным заявлением — мол, «источники Znak.com в ФСБ России в Москве при этом подтверждают версию о теракте».

При сравнительном анализе материалов «Новой газеты» и Znak.com становится ясно, что специальный корреспондент «Новой», некто Иван Жилин, при написании первой половины своей статьи практически полностью основывался на фейке «Знака», добавив лишь несколько якобы «личных» интервью, достоверность которых как минимум вызывает сомнения. При этом даже за эти интервью спецкору «Новой» пришлось оправдываться, так как в них неожиданно всплыли новые фейки.

«Норимонов Намазчон Вакаблиевич», родом с Двача

Материал «Новой» стартует с проникновенного «интервью с таксистом», которое, судя по всему, должно показать «атмосферу страха и неизвестности», которая якобы царит в Магнитогорске.

В этом интервью спецкор «Новой» рассказывает (пусть и со слов таксиста), что некий «Норимонов Намазчон Вакаблиевич» нелегально проживал во взорванном подъезде дома 164, и именно его следует подозревать «в осуществлении серии террористических актов в городе Магнитогорск».

«Преступник крайне опасен и вооружен», — утверждает автор «ориентировки».

Проблема с выдуманным «Норимоновым Намазчоном Вакаблиевичем» в том, что под видом его портрета выдают реальную фотографию Наримана Намазова, известного под сетевым ником «Абу», который является всего лишь владельцем популярного имиджборда «Двач» (2ch.hk).

Намазов стал широко известен после другой трагедии, пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Тогда в сети тоже распространилось огромное количество слухов и откровенно ложных сообщений о последствиях катастрофы и числе жертв, а сам Абу невольно стал символом жестокого и безнравственного троллинга «ради прикола» во время страшных трагедий.

После пожара в «Зимней вишне» источники в Интернете рассказывали о «сотнях трупов» в местных моргах, а несчастного Намазова записали в спасатели — в фальшивых «новостях» сообщалось, что Нариман якобы «спас из огня 30 детей, после чего сам погиб в пожаре». Впоследствии Намазов даже попал в новости Первого канала, где его лицо, без упоминания реальной фамилии, продемонстрировали в качестве иллюстрации к сюжету о потоке фейков, который обрушился на россиян сразу после трагедии в «Зимней вишне».

Удивительно, но первая версия материала «Новой» рассказывала историю магнитогорского «Намазчона Вакаблиевича» абсолютно всерьез — и только впоследствии в статье появилась сноска с указанием, что этот персонаж является полностью выдуманным. Рассказ таксиста, вокруг которого построена полностью первая часть «расследования» спецкора «Новой газеты», после такой редакционной сноски и вовсе превратился в очередную городскую байку.

Паника, которой не было

Показательно и то, что журналисту «Новой газеты» пришлось в материале оправдываться еще раз — уже по другому поводу.

«Город запаниковал. В социальных сетях появились призывы не выходить на улицу, — пишет корреспондент «Новой газеты» в первых же абзацах своего материала. — Люди признавались, что боятся ложиться спать.

Тревога усилилась после сообщений об оцеплении двух домов на улицах Ленина и Грязнова. Позднее выяснилось, что обыски прошли только на Ленина: поступил звонок о заложенной бомбе. Нарастанию паники способствовало и продолжает способствовать молчание официальных лиц».

Нетрудно понять, какого рода настроение хочет создать корреспондент такими высказываниями — «город парализован, власти не контролируют ситуацию».

«Позже собеседники «Новой» опровергнут эту информацию. Частичная эвакуация жильцов из дома на Ленина действительно проводилась, но она была связана с сообщением о заложенной бомбе. Бомбы не нашли», — оговаривается корреспондент Жилин к середине статьи.

Действительно, говорить о «молчании официальных лиц», когда вся заключительная часть материала «Новой» практически полностью состоит из их личных интервью корреспонденту, скажем так, несколько лживо. Ведь свое время, чтобы дать интервью спецкору «Новой», потратили и заместитель гендиректора ММК Владимир Руга, и заместитель начальника УМВД Магнитогорска Андрей Кияткин, хотя в их рабочем графике, вероятно, не было заранее согласованы эти встречи — как и встречи со многими другими журналистами, чьи репортажи должны были дать России представление о произошедшей трагедии.

Точно также трудно увидеть «панику» в ответах простых людей, жителей дома, родственников погибших, волонтеров, на вопросы корреспондента. Именно эта часть материала «Новой газеты» имеет ценность: в ней показаны настоящие жители Магнитогорска, которые сплотились в дни после трагедии и сделали все возможное, чтобы спасти пострадавших и выживших и почтить память погибших.

Как ни странно, лучше всего о происходящем в Магнитогорске высказалась волонтер Анастасия Захарченко, интервью с которой есть в материале.

«Слухи мешают работать», — прямо сказала она.

Именно эту фразу, как нам видится, стоило бы вынести в название материала о трагедии в Магнитогорске. И сделать историю простых жителей города центральной частью рассказа — ведь именно их судьба, их боль и их мужество в момент трагедии важны для всех нас.

В то же время публикация «Новой газеты», судя по всему, была как раз призвана еще больше раскрутить «мельницу слухов», которая при объективном дефиците информации о трагедии лишь множит домыслы, усиливая страхи людей.

«Не мешайте работать» — печально, но вся «Новая газета» так и не поняла простой фразы, сказанной ее корреспонденту в Магнитогорске.

Автор:
Алексей Анпилогов

Источник: riafan.ru