На рынке жилья после ажиотажного спроса начинается спад. Можно ждать распродаж

Никита Телиженко

На рынке жилья началось охлаждение, сообщил глава аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков. По его словам, это было ожидаемое явление. «Все связано с тем, что конец прошлого года стал сверхудачным для многих городов. Многие продавцы достигли рекордных продаж. В первой половине года этому способствовала дешевеющая ипотека, а во втором — рост ставок по ипотеке. После того как ЦБ РФ поднял ключевую ставку, а банки начали последовательно пересматривать условия по кредитам, покупатели массово устремились на рынок, чтобы „успеть до повышения ставок по ипотеке“», — рассказал Михаил Хорьков. Он добавил, что ожидания покупателями дальнейшего роста цен также были связаны с реформой системы долевого строительства. Ряд застройщиков заявили, что изменения схемы привлечения средств населения приведут к подорожанию квартир.

«С осени прошлого года рынок жилья обслуживал не только текущих клиентов, но и тех, кто при прочих условиях вышел бы на него лишь в начале 2019 года. При этом первые месяцы текущего года оказались неплохими для рынка жилья. Но и застройщики, и банки подтверждают:— хороший спрос в начале года — шлейф 2018. А вот в марте уже начали появляться признаки стабилизации. Начиная с весны и продавцам квартир, и банкам приходится работать с „холодными“ покупателями, которые пока не готовы к быстрым решениям и лишь начинают знакомиться с рынком, изучают возросшие цены на квартиры и более высокие ставки по кредитам», — говорит Михаил Хорьков.

Он отмечает, что те, для кого покупка квартиры — жизненная необходимость, останутся на рынке. Но многие семьи, у которых есть жилье, но требуется расширение площади или качественное улучшение, могут отложить этот вопрос на неопределенный срок, пока ситуация не прояснится. «Текущее охлаждение спроса накладывается на огромный объем предложения, который сформировали девелоперы в прошлом году, стараясь защититься от перехода на счета эскроу. Многие проекты не просто строятся, но и активно продаются в течение нескольких месяцев. Строительный процесс запущен. И стройка требует стабильного финансирования. Поэтому вполне логично, что скидки и акции, которые пропадали из активного инструментария по привлечению клиентов в конце прошлого года, станут вновь актуальными. Особенно на тех проектах, которые активно поднимали цены полгода назад», — прогнозирует эксперт. 

Источник: znak.com