Бюро SVESMI представило проект жилого острова на Исети, который вернет пруд в ЦПКиО
Иван Маслов
Проектировщики российско-голландского архитектурного бюро SVESMI по заказу девелоперской компании Acons Gourp (ЖК Clever Park) придумали, как реанимировать заросший пруд, примыкающий к парку Маяковского (ЦПКиО) в Екатеринбурге. Согласно концепции, которую дизайнеры представили на 100+ Forum Russia, заброшенную территорию очистят, на освободившимся пространстве, между берегом Исети в районе улицы Машинной и парком, создадут искусственный остров. Участок водоема перезапрудят, а по периметру сделают набережные. Финансировать и реализовывать задумку готов сам девелопер в счет продажи квартир в четырех- и восьмиэтажных домах, которые планируется разместить на искусственном острове. Получившийся при этом район назовут «Малой Голландией». Подробности — в материале Znak.com
Проект в 1,5 млрд рублей
О «Малой Голландии» дизайнеры из SVESMI задумались, когда делали проект реновации парка Маяковского. Во время сбора информации о ЦПКиО оказалось, что многие люди хотели бы восстановить парковый пруд и его набережную, которая в былые годы, по словам архитектора и сооснователя SVESMI Александра Свердлова, считалась «важнейшим городским променадом».
проектная документация
Сам пруд, по данным проектировщиков, появился примерно в середине XVIII века, на картах его отметили в 1804 году. В 1930-х на пруду организовали набережную — как часть свердловского ЦПКиО. А к 90-м годам, когда денег на содержание пруда не осталось, территорию засыпали илистыми отложениями со дна городского пруда Екатеринбурга и отрезали от парка забором (сейчас территория не входит в парковую зону). За все годы туда перекачали порядка 750 тыс. кубических метров ила. Чтобы его вывезти, потребовались бы колоссальные средства. И, по словам вице-мэра Екатеринбурга Алексея Бирюлина, в городском бюджете таких денег нет.
Поэтому заказчик проекта — застройщик Acons Group — предложил реанимировать пруд и вернуть набережную парку за свой счет. Взамен компания хочет сформировать между новым прудом и руслом Исети остров и построить там жилой квартал.
По словам владельца Acons Group Ивана Кузнецова, общие инвестиции в проект общественных пространств оцениваются в районе 1,5 млрд рублей.
«Это немалые деньги. Наверное, гораздо проще было бы купить готовую площадку и построить типовое жилье, не беря на себя никаких обязательств. Но живя и работая в Екатеринбурге, я чувствую себя в ответе за его развитие и хочу, чтобы город стал лучше», — сказал Кузнецов.
проект SVESMI
2,5 километра набережных — с пляжем и лодочной станцией
Согласно концепции, новая парковая набережная пройдет по линии исторической набережной пруда. Планируемый водоем будет как бы вытекать из Исети, идти по прямой между новым островом и парком, после чего сделает плавный изгиб и вернется в Исеть практически под прямым углом. Там, где водоем будет изгибаться, получится залив шириной 150 метров. «Это примерно как два Патриарших пруда в Москве», — сравнил архитектор Свердлов.
На новом пруду планируют установить систему плотин и шлюзов, чтобы фильтровать воду по голландским технологиям. «Пусть пригодный для плавания пруд появится на небольшой площади, пусть даже меньше, чем один гектар. Но представьте себе эффект от появления купания в черте города! Можно было бы даже организовать пляжную зону, выходящую на юг, с видом на стрелку острова», — рассказал Свердлов, добавив, что в дальнейшем город может рассчитывать на 4,4 гектара чистой воды.
Концепт пляжной зоныпроект SVESMI
Вымостить дорожку набережной планируют гранитной крошкой — как в московском Нескучном саду. Там также планируют установить скамейки, небольшие детские площадки, «мостки для уединения». Также сидячие места будут встроены в подпорную стенку, удерживающую землю парка. В той части набережной, где зеркало воды будет наибольшим — при повороте пруда обратно в Исеть, — планируют восстановить лодочную станцию.
Проектировщики подчеркивают, что большего влияния на природу парка, чем прокладка дорожек и освещения, установка малых архитектурных форм и обустройство подпорной стенки с лодочной станцией, они не планируют.
«Я честно вам скажу — я не сторонник перенасыщения общественных пространств всяким прибамбасами. Этой набережной не нужна избыточная стилизация, поскольку парковые сосны создают фантастический навес над набережной и делают ее уникальным общественным пространством», — сказал сооснователь SVESMI.
проектная документация
Планируется, что набережная будет работать в любое время суток и в любое время года. Так, по словам Свердлова, зимой в этом месте можно будет устроить большой каток, а на стрелке острова можно поставить новогоднюю елку.
проект SVESMI
Искусственный остров, к слову, тоже будет опоясывать набережная. Со стороны Исети она будет широкой, со стороны пруда — чуть уже. Если сложить протяженность двух набережных, то получится 2,6 километра пути. Или около получаса неспешной прогулки вдоль воды.
При этом создатели проекта подчеркивают, что доступ на остров будет открыт для всех. «Две набережные вступают в диалог друг с другом. И это очень важно, ведь благодаря этому у парка появляется парадный городской фасад. И также важно, что люди будут иметь возможность циркулировать и здесь, и там, видеть друг друга через гладь воды. Это дает парку возможность „присутствовать“ в городе», — описал Свердлов.
Вид с набережной острова на набережную паркапроект SVESMI
Район нового типа
Искусственный жилой остров также будет играть роль «шарнира», связывающего парк Маяковского и город. Согласно проекту, на остров будут вести четыре моста. Первый — автомобильный — будет перекинут через Исеть и связан с улицей Машинной. Через эту улицу «Малая Голландия» также будет связана с общественным транспортом — трамваем и троллейбусом. Второй мост свяжет остров с центральной аллеей парка. Третий будет выходить на Площадь памяти, четвертый — в заболоченную местность в стороне Базового переулка.
От автомобильного моста через центр острова будет проходить бульвар. На нем предлагают установить фонтаны, скамьи, летние кафе. От бульвара будут отделяться маленькие дороги, которые разобьют весь остров на жилые кварталы.
Все большие перекрестки предполагают выполнить с круговым движением — вероятно, для снижения аварийности.
Вид на центральный бульварпроект SVESMI
Проектировщики отмечают, что, благодаря запланированным разрывам в зданиях, из каждого двора будет просматриваться набережная.
По замыслу застройщика, по периметру острова будут располагаться четырехэтажные дома, в центре — восьмиэтажные, чтобы не перекрывать вид с набережной парка. О том, как будут выглядеть здания и какие будут в них квартиры, пока говорить рано, поскольку сейчас обсуждается только концепция мастер-плана.
проект SVESMI
Проектировщики отметили, что из-за малой этажности они смогут создать в домах квартиры «от супермаленьких до супербольших». Это, по мнению представителей SVESMI, позволит избежать ситуации, когда жильцы захотят отгородить свой остров забором от окружающих. «Наша задача — создать путем разнообразий типологий квартир демократичное гражданское пространство. Мы должны создать остров, который не является gated community. Мы приложим все усилия, это должно стать моделью нового района», — сказала сооснователь SVESMI Анастасия Смирнова.
проект SVESMI
«Нам нужны коллективные действия»
Дизайнеры из SVESMI прямо говорят, что предлагаемый ими проект авангардный, в России такого еще не делали. Если идею одобрят, то им нужно будет придумать, как именно ставить шлюзы, по какой технологии насыпать остров и как быть с илом — засыпать, вывезти его или рекультивировать. Иловые отложения считаются серьезным загрязнителем, однако на том участке, несмотря на объемы, показатели загрязнения относительно невысокие, отметили проектировщики.
Запустить проект могут в следующем году. «Мы сегодня находимся на этапе обсуждения концепции проекта. Если он воспринимается властями и жителями, мы готовы брать на себя обязательства по созданию общественных пространств и восстановлению водного объекта.
По нашим планам, выйти к началу подготовительных работ — к подготовке пруда, набережной — можно к концу следующего года. Сам срок реализации — порядка десяти лет», — сказал Кузнецов.проект SVESMI
Предварительное одобрение, к слову, уже было получено от представителей власти и гражданского общества. Так, вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бирюлин заявил, что «администрация города готова принимать участие в проекте». «Считаю, что к этому проекту имеет смысл присматриваться, внимательно и осторожно. Но все те преимущества, которые названы, — большие плюсы [городу]», — сказал он.
Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков добавил, что ему «как идея проект понравился». Бывший главный архитектор Екатеринбурга, ныне председатель экспертно-консультативно совета союза архитекторов России Михаил Вяткин сказал, что он «за то, чтобы этот проект реализовывался», уточнив, что детали нужно обсуждать.
Набережная островапроект SVESMI
Ведущий «Серебряного Дождя» Александр Цариков, также присутствовавший на презентации проекта, предложил организовать в рамках него канал для гребли. Активистка «Парков и скверов Екатеринбурга» Анна Балтина одобрила идею очистки территории пруда, выразив надежду, что проект даст старт обсуждению проблемы загрязненности всей Исети в целом.
Представители SVESMI и компании-застройщика сообщили, что готовы подобно обсуждать все предложения, и призвали экспертов и активистов включиться в проект. «Проект новый и сложный, малой командой все невозможно сделать. Нам нужны коллективные действия, круг местных экспертов, которые бы могли нас консультировать по вопросам экологии, охраны природы, очистки воды, развития общественных пространств и культурного программирования», — призвали к сотрудничеству в компании.
Партнерский материал.
Источник: