В 2019 году в России инфляция будет набирать обороты
В этом году России обещали рост инфляции из-за увеличения ставки НДС с 18% до 20%, а также из-за ряда других факторов. Издержки производителей и продавцов растут, и обычно их перекладывают на плечи потребителя – он заплатит за все законодательные инициативы. Но в этот раз речь идет о повсеместном росте цены — на все сразу, от продуктов питания до услуг локального и глобального характера. Задачей производителя было поднять цену, снизить издержки и при этом не напугать покупателя. И это, похоже, получилось.
За последнюю неделю только ленивый не рассказал об упаковке с девятью куриными яйцами вместо привычной фасовки десятком. В качестве оснований для внедрения такого продукта было приведено множество аргументов, от оптимизации хранения до расчета стоимости, но факт остается фактом: чтобы не потерять покупателя и не лишиться заработка, переписывается емкость упаковки, а не ценник на товаре.
Этот шаг называют по-разному — встречается термин «шринкфляция» (от англ. to shrink, сокращать), есть понятие «даунсайзинг». Как ни назови, смысл один — уменьшение веса (или объема) продукта без изменения цены. Молоко можно фасовать по 950 мл, сейчас уже встречаются упаковки по 870 мл или 910 мл. Визуально они ровно такие же, как и литровые, цена прежняя. Но это только кажется, что ничего не изменилось — на самом деле изменилось очень многое. Пониженная фасовка касается не только продуктов питания, но и бытовой химии, например. Литр бензина на заправке, правда, пока еще эквивалентен правильному литру, но и здесь можно что-нибудь придумать.
Это все не ново. Подобные изменения на потребительском рынке начались еще в 2015 году, а сейчас просто вышли на новый уровень. Средняя переплата за ту же потребительскую корзину, что и ранее (бутылка молока, пачка масла, творог, хлеб, колбаса) может составить от 15% и больше. Продовольственная инфляция в официальном значении останется без изменений, ведь расчет «заточен» под иную фасовку. Скрытая же инфляция составит не менее 10%, а по факту — 15-20%. Это то, о чем все будут молчать, но каждый точно ощутит на своем кошельке.
___________
Анна Бодрова,
Старший аналитик информационно-аналитического центра,
Альпари
Источник: